Авг 312012
 

Национальная космическая политика США и комментарии Я.И. Колтунова

НАЦИОНАЛЬНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

28июня 2010 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………. 1
Принципы………………………………………………………………………………………. 3
Цели……………………………………………………………………………………………….. 4
Директивы для взаимодействия между секторами…………………………… 6
Директивы для секторов…………………………………………………………………………

http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/national_space_policy_6-28-10.pdf

Введение

“Сознание человека пробуждается мыслью об исследовании тайн космоса скорее, чем любыми художественными образами. Проводя такие исследования, человек надеется расширить свои горизонты, обогатить свои знания, улучшить свою жизнь на земле”.

— президент Дуайт Эйзенхауэр, 20 июня 1958 года

“Через пятьдесят лет после создания НАСА, нашей целью является не просто какое-то место, до которого нужно добраться. Наша цель – дать возможность людям работать и познавать, действовать и длительное время благополучно жить за пределами Земли, в конечном счете, очень долго и даже неограниченно по времени. Решая  эту задачу, мы не только расширим пределы досягаемости человечества в космосе — мы усилим лидерство Америки здесь на Земле.”

—  президент Барак Обама, 15 апреля 2010 г.

Космическая эра началась как гонка между двумя супердержавами за обеспечение безопасности и обретение престижа. Возможности были беспредельными, поэтому следующие десятилетия стали свидетелями радикальных преобразований в образе нашей повседневной жизни, что в значительной мере стало результатом использования космоса. Космические системы доставили нас на другие небесные тела и расширили горизонты человечества в прошлое до первых мгновений жизни Вселенной и до галактик на её окраинах. Спутники вносят свой вклад в увеличение прозрачности и стабильности отношений между странами и обеспечивают жизненно важный канал связи для  исключения возможных конфликтов. Космические системы помогают расширить и углубить наши знания во многих научных областях, что приводит к улучшению жизни на Земле.

Использование космоса породило новые рынки; оно помогает спасать жизни, предупреждая нас о природных бедствиях, ускоряя поисковые и спасательные операции, и увеличивая  скорость и эффективность восстановительных работ. Космическая деятельность способствует повышению эффективности сельского хозяйства и использования природных ресурсов, делая их более устойчивыми и ориентированными на будущие потребности; расширяет границы человеческого знания; обеспечивает глобальный доступ к современной медицине, прогнозам погоды, геоинформационным системам, финансовым операциям, широкополосной и другим видам связи, поддерживает множество других видов деятельности во всем мире. Космические системы позволяют людям и правительствам всего мира пользоваться видеоданными хорошего качества, надёжной связью, производить навигационные определения с высокой точностью и с уверенностью выполнять различные операции.

Успехи космической деятельности и их внедрение в жизнь также ставят новые задачи.Вначале космической эры, возможностью использования космоса обладали всего несколько государств, а последствия безответственного поведения или непреднамеренных ошибок были ограниченными. Теперь же мы оказались в мире, где преимущества использования космоса проникают почти во все области нашей жизни. Рост и развитие глобальной экономики привели к постоянному увеличению количества стран и организаций, использующих космос. Теперь же всепроникающий и взаимосвязанный характер космических средств и рост зависимости всего мира от них означает, что безответственные действия в космосе могут иметь разрушительные последствия для всех нас. Например, десятилетия космической деятельности загрязнили  околоземную орбиту мусором, а поскольку мировые “космические” державы продолжают наращивать активность в космосе, вероятность  столкновения соответственно увеличивается.

Как ведущая “космическая” держава, США считают своим долгом заниматься этими проблемами. Но это не должно быть обязанностью одних только США. Все страны имеют право использовать и исследовать космос, но это право также влечёт и ответственность. Поэтому США призывают все страны работать вместе над принятием подходов к ответственной деятельности в космосе, позволяющей сохранить это право в интересах будущих поколений. С самогоначала выхода человечества в космос, наша  страна объявила о своём обязательстве повышать благосостояние человечества, сотрудничая с другими для сохранения свободы космического пространства.

При этом США возобновляют своё обязательство сотрудничать, считая, что укрепляя международное сотрудничество и лидерство США, все страны и народы – “космические” и просто использующие космос себе во благо – расширят свои горизонты, увеличат объём знаний  и значительно улучшат качество жизни.

 

Принципы

В такой атмосфере сотрудничества США будут придерживаться и предлагают другим странам признать и придерживаться следующих принципов:

В общихинтересах всех стран действовать в космосе ответственно, помогая предотвращать аварии, недоразумения и недоверие. США считают устойчивое развитие, стабильность, свободный доступ и использование космоса, жизненное важным для своих национальных интересов. Операции в космосе должны проводиться так, чтобы продемонстрировать открытость и прозрачность, улучшить понимание действий правительства обществом и позволить другим пользоваться преимуществами, связанными с использованием космоса.

Сильный и конкурентоспособный коммерческий космический сектор жизненно важен для долгосрочного прогресса космической деятельности. США намерены поддерживать и оказывать помощь росту американского коммерческого космического сектора, который удовлетворяет потребности США, обладает глобальной конкурентоспособностью и способствует американскому лидерству в области создания новых рынков и предпринимательства, движимого инновациями.

Все страны имеют право исследовать и использовать космос в мирных целях и во благо всего человечества в соответствии с международным правом.Всоответствии с этим принципом, “ мирные цели” предусматривают использование космоса для осуществления деятельности по обеспечению национальной и внутренней безопасности страны.

Как установлено международным правом, не должно существовать каких-либо национальных притязаний на суверенитет в отношении космоса или каких-либо небесных тел. США считают, что космические системы всех стран имеют право перемещаться через космос и выполнять операции в космосе без вмешательства. Целенаправленное вмешательство в деятельность космических систем, включая инфраструктуру поддержки, будут рассматриваться как нарушение прав государства.

США будут использовать различные меры для обеспечения использования космоса всеми ответственными сторонами, и, в соответствии с неотъемлемым правом на самозащиту, удерживать других от вмешательства и нападения, защищать наши космические системы и помогать защищать космические системы союзников, а если сдерживание не действует, отражать действия по нападению на них.

Цели

В соответствии с представленными выше принципами, США в рамках своих национальных космических программ будут преследовать следующие цели:

Побуждать конкурентоспособные внутренние отрасли промышленностикработе на глобальных рынках и способствовать совершенствованию: производства спутников; услуг, оказываемых спутниками; запусков в космос; областей применения в наземных условиях; и предпринимательства.

Расширять международное сотрудничествововзаимно выгодных областях космической деятельности: расширять и увеличивать экономические преимущества космоса; способствовать использованию космоса в мирных целях;  благоприятствовать сбору и совместному  использованию полученной из космоса информации.

Укреплять стабильность в космосепосредством: внутренних и международных мер, способствующих осуществлению безопасной и ответственной деятельности в космосе; улучшения сбора и совместного использования информации в интересах предотвращения столкновения космических объектов; защиты критичных космических систем и вспомогательной инфраструктуры при особом внимании к ключевой взаимозависимости космических и информационных систем; усиления мер по уменьшению загрязнения орбиты космическим мусором.

Увеличить надёжность и способность к восстановлению основных полётных функций, выполняемых коммерческими, гражданскими, научными космическими аппаратами, а также КА, обеспечивающими национальную безопасность и вспомогательную инфраструктуру при воздействием повреждений, деградации и разрушений, вызываемых экологическими, механическими, электронными причинами или враждебными действиями.

Предпринимать инициативы в области пилотируемых или автоматических полётов поразвитию инновационных технологий, способствованию новым отраслям промышленности, укреплению международного партнёрства, вдохновлению нашего народа и всего мира, улучшению понимания Земли человечеством, способствованию научным открытиям и исследованиям нашей солнечной системы и Вселенной за её пределами.

Улучшать средства наблюдения из космоса Земли и Солнца,необходимые дляпроведения научных исследований, прогнозов погоды на Земле и обстановки в околоземном космическом пространстве, мониторинга климата и глобальных изменений, управления природными ресурсами, и поддержки ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановительных работ.

В соответствии с Президентским меморандумом о прозрачности и открытом правительстве при выполнении данной директивы все действия, предпринимаемые министерствами и агентствами должны находиться в рамках общих директив президента относительно ресурсов и политики; соответствовать законам и нормативным актам США, договорам и другим соглашениям, в которых США являются одной из сторон, другим соответствующим международным законам, национальным и внутренним требованиям США по безопасности, внешней политике США и национальным интересам.

 

 

Директивы для взаимодействия между секторами

Следуя целям данной директивы, все министерства и агентства должны выполнить следующее:

Фундаментальная деятельность и средства

Укреплять лидерство США в связанных с космосом науках, технологиях и промышленной базе.Министерстваи агентства должны: проводить фундаментальные и прикладные исследования, которые увеличивают возможности и снижают затраты там, где эти исследования более всего поддерживаются правительством; поддерживать инновационно-предпринимательский коммерческий космический сектор; помогать обеспечивать готовность связанных с космосом производственных мощностей в поддержку критически важных функций правительства.

Укреплять возможности уверенного выхода в космос. Доступность космоса для США зависит, прежде всего, от средств выведения. Полезные грузы правительства США должны запускаться транспортными средствами, изготовленными в США, за исключениями, определяемыми  Советником по национальной безопасности, помощником президента по науке и технике и Директором управления научно-технической политики, в соответствии с установленными межведомственными стандартами и руководящими документами по координации. В соответствии со своими функциями министерства и агентства должны:

? Работать совместно с целью приобретения услуг по запускам и совместной комплектации полезных грузов при условии надёжности, реагирования на потребности правительства США и экономической целесообразности;

? Увеличивать эффективность эксплуатации, увеличивать возможности и уменьшать затраты на запуски, вкладывая средства в модернизацию инфраструктуры запусков в космос;

? Разрабатывать системы запуска и технологии, необходимые для обеспечения и поддержки в будущем надёжного и эффективного доступа к космосу в сотрудничестве с американской промышленностью, в случаях, когда отсутствуют необходимые коммерческиевозможностиСША.

Поддерживать и совершенствовать  системы космического базирования, решающие задачи позиционирования,  навигации и временного обеспечения. США должны поддерживать  своё лидерство в области оказания услуг, обеспечении и использовании глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС).С этой цельюСША должны:

? Обеспечивать непрерывный глобальный доступ (для мирного гражданского использования) к глобальной системе позиционирования (GPS) и предоставляемым правительством дополнениям к ней без непосредственной оплаты со стороны пользователей;

?Входить в контакт синостранными поставщиками ГНСС, чтобы обеспечивать совместимость и способность к взаимодействию, способствовать прозрачности при оказании государственных услуг и обеспечивать для американской промышленности возможность выхода на рынок;

? управлять и поддерживать в исправности систему GPSдля удовлетворения гражданских потребностей и нужд национальной безопасности, в соответствии с опубликованными стандартами и разграничениями. Иностранные услуги по позиционированию, навигации, и временному обеспечению могут использоваться с целью совершенствования и укрепления способности системы GPSк восстановлению;

?делать инвестициив отечественные средства и возможности, поддерживать международную деятельность по обнаружению, снижению вредных воздействий на систему GPSи укреплению её способности к восстановлению. Определять и, при необходимости и соответствии, готовить резервные и дублирующие системы или подходы для критической инфраструктуры, ключевым ресурсам и важнейшим с точки зрения решения задачи функциям.

Готовитьи сохранять профессионалов космической отрасли. Первичными целями подготовки и сохраненияпрофессионалов в космической отрасли являются: достижение успеха при решении задач закупки и эксплуатации космических систем; стимулирование новшеств с целью улучшения возможностей использования космоса в коммерческих и гражданских целях, а также обеспечения национальной безопасности; способствование науке, исследованиям и открытиям. С этой целью министерства и агентства, в сотрудничестве с промышленностью и научным сообществом, должны установить стандарты, стремиться к созданию возможностей для имеющихся трудовых ресурсов космической индустрии и предпринять меры по подготовке, поддержке и сохранении квалифицированных работников космической индустрии, включая инженерный и научный персонал, опытных разработчиков и операторов космических систем, из числа работников правительственных и коммерческих организаций. Министерства и агентства также должны способствовать и расширять практику государственных предприятий с участием частного капитала, чтобы способствовать достижениям в области образования -точных наук, технологий, техники и математики, поддерживаемых целевыми инвестициями в рамках соответствующих инициатив.

Улучшать процессы разработки и закупки космических систем.Министерства и агентствадолжны:

?Обеспечивать своевременноеприобретение и развертывание космических систем путём совершенствования оценки затрат, технического риска, степени отработки и возможностей производственной базы;

?Сокращатьпрограммный риск путём улучшения управления требованиями и путём использования преимуществ средств с высоким показателем “стоимость-эффективность” для тестирования характеризуемых высоким риском компонентов, полезных грузов и технологий в космосе или связанных с ним средах;

?Использоватьинновации с тем, чтобы создать и поддерживать в США предпринимательскую среду в области научных исследований и разработок;

?Входить в контакт с индустриальными партнёрами для улучшения производственных процессов и эффективного управления цепочками поставок.

Укреплять партнёрство между ведомствами.Министерстваи агентства должны укреплять партнёрство путём кооперации, сотрудничества, совместного использования информации, и/или координации общих целей. Министерства и агентства должны делать доступными друг для друга свои возможности, знания и опыт с целью усиления наших возможностей по достижению национальных целей, определению желаемых результатов, выгодного использования возможностей США, и развития стратегий внедрения и реагирования.

 

Международное сотрудничество

Укрепление лидерства США в космосе.Министерстваи агентства, в координации с Государственным секретарем, должны:

Демонстрировать американское лидерство в рамках деятельности и форумов, связанных с космосом для того, чтобы: убедить союзниковв приверженностиСША обязательствам по коллективной обороне; определить области взаимного интереса и преимуществ; продвигать нормативную базу США в области коммерческого использования космоса и помогать вести совместную деятельность при этих нормативах;

Проявлять лидерство в укреплении безопасности, стабильности и ответственного поведения в космосе;

• Оказывать содействие новым рыночным возможностям для американских коммерческих космических организаций и оказываемых услуг, включая коммерчески жизнеспособные наземные области применения, которые опираются на космические системы, предоставленные правительством;

Продвигать на международном уровне принятие политики, которая облегчает полный, открытый и своевременный доступ к правительственным данным экологического характера;

Способствоватьсоответствующему разделению затрат и риска среди стран, участвующих в международных программах;

Расширять возможности США путём эффективного использования существующих и будущих возможностей наших союзников и партнёров в области космической деятельности.

Выявление потенциальных областей для международного сотрудничества

Министерстваи агентства должны выявлять возможные области международного сотрудничества, которые могут включать, но не ограничиваться: космической наукой; исследованием космоса, включая пилотируемые космические полёты; космической ядерной энергетикой в интересах космической науки и исследовательских экспедиций; космическими транспортными системами; наблюдением космоса в целях мониторинга и получения информации о космическом мусоре; предупреждением о ракетном нападении; изучением и наблюдением Земли; экологическим мониторингом; спутниковой связью; глобальными навигационными спутниковыми системами; геоинформационными изделиями и услугами; смягчением последствий катастроф; поиском и спасением; использованием космоса для отслеживанияморских акваторий; и долгосрочным сохранением космической среды в интересах деятельности и использования человеком.

Государственный секретарь, после консультации с главами соответствующих министерств и агентств, должен предпринимать усилия в области профессиональной и общественной дипломатии для укрепления понимания и поддержки американской национальной космической политики и программ США и поощрять использованиеза рубежом возможностей США в области космической деятельности, космических систем и услуг.

Разрабатывать меры укрепления доверия и прозрачности. США будут следовать принципам двусторонней и многосторонней прозрачности и осуществлять меры установления доверия с тем, чтобы поддерживать ответственные действия в космосе и его использование в мирных целях. США будут рассматривать предложения и концепции по мерам контроля над вооружениями, если они будут справедливыми, поддающимися эффективной проверке и будут укреплять национальную безопасность США и их союзников.

Сохранение космической среды и ответственное использование космоса

Сохранение космической среды.Вцелях минимизации космического мусора и сохранения космической среды в целях ответственного, мирного и безопасного использования всеми пользователями США будут:

Вести длительную разработку и внедрение международных и промышленных стандартов и политики по минимизации мусора, например, таких как Нормативы Организации Объединенных Наций по смягчению проблемы космического мусора;

Разрабатывать, поддерживать и использовать информационные сведения о ситуации в космосе (ИССК), используя коммерческие и гражданские источники и средства национальной безопасности с тем, чтобы обнаружить, идентифицировать и приписать кому-либо действия в космосе, которые противоречат ответственному использованию и долгосрочной устойчивости космической среды;

Продолжать следоватьСтандартным инструкциям правительства США по уменьшению орбитального мусора,  соответствующим требованиям к программе полёта и экономической эффективности при закупках и эксплуатации космических аппаратов, услуг по запускам, проведении испытаний и экспериментов в космосе;

Заниматься научными исследованиями и разработками технологий и методов с ведома Руководителя Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и министра обороны, направленными на удаление с орбиты мусора, уменьшение опасности и углубление понимания существующей и будущей обстановки в космосе по части космического мусора;

Требовать от руководителя спонсирующего министерства или агентства разрешения в исключительных случаях вносить поправки вСтандартные инструкции правительства США по уменьшению орбитального мусораи уведомлять Государственного секретаря.

Способствовать разработке мер предупреждения столкновений в космосе

Министр обороны, после консультаций с директором национальной разведки, руководителем НАСА, и руководством других министерств и агентств, может сотрудничать с промышленностью и иностранными государствами в целях: поддержки и совершенствования базы данных космических объектов; следования общим международным стандартам данных и мерам обеспечения целостности данных;  предоставления услуг и распространения информации об отслеживании орбитальных объектов среди коммерческих и международных организаций, включая прогнозы  столкновения космических объектов.

Эффективная экспортная политика

В соответствии с результатами анализа на предмет экспортного контроля США, министерства и агентства должны стремиться усиливать конкурентоспособность космической индустриальной базы США при одновременном учёте требований по национальной безопасности.

США будут работать над тем, чтобы остановить поток современных космических технологий к тем, кто не имеет права ими обладать.Министерстваи агентства в ходе выполнения своих программ ответственны за защиту от неправомерной передачи технологий.

Правительство США будет рассматривать возможность выдачи лицензий на экспорт, связанный с космической деятельностью, в каждом конкретном случае, в порядке и в соответствии с  Режимом международной торговли оружием,Административным экспортным режимом, и другими соответствующими законами, соглашениями и нормами. Следуя упомянутыми выше пунктам, связанным с космической деятельностью, в отношении которых установлено, что они, как правило, доступны на глобальном рынке, должно даваться положительное заключение, принимая во внимание, что такой экспорт обычно соответствует национальным интересам США.

Экспорт чувствительных или продвинутых технологий, связанных с космическими аппаратами, может потребовать межправительственного соглашения или какой-либо другой приемлемой договоренности.

Космическая ядерная энергетика

США должны разрабатывать и использовать космические ядерно-энергетические системы, когда такие системы в безопасном режиме позволяют проводить исследование космоса или эксплуатировать космические средства или же значительно расширяют их возможности.

Одобрение со стороны президента или уполномоченного им лица должно предшествовать запуску и использованию космических аппаратов правительства США, содержащих  ядерно-энергетические системы, обладающие либо потенциалом критичности, либо порогом радиоактивности выше минимального, что определено в соответствии с существующими межведомственными процедурами оценки.Для пояснения такогорешения министр энергетики должен провести анализ ядерной безопасности для оценки специальной Межведомственной комиссией по оценке ядерной безопасности, которая оценит риски, связанные с запуском и операциями в космосе.

Министр энергетики должен:

Помогать министру транспорта в деле лицензирования деятельности, связанной с космическими транспортными операциями, предусматривающими присутствие космических аппаратов с ядерно-энергетическими системами;

Обеспечивать мониторинг на предмет ядерной безопасности, призванный гарантировать, что операции в космосе отвечают всем выполненным оценкам безопасности;

Поддерживать возможности и инфраструктуру для разработки и поставки ядерно-энергетических систем с целью использования в составе космических систем, принадлежащих правительству США.

Радиочастотный спектр и защита от вмешательства

Правительство США должно:

Стремиться защитить глобальный доступ США к радиочастотному спектру и работу в нём, связанным с ним распределяемым ресурсам, необходимым для поддержки использования космоса правительством США, их союзниками и коммерческими пользователями США;

В явном виде формулировать требования к распределению спектра радиочастот и точек стояния на орбите до одобрения приобретения космических средств;

Стремиться гарантировать, чтобы необходимая национальная и международная нормативная база оставалась неизменной в течение срока существования системы;

определятьвоздействия на правительственные космические системы до перераспределения спектра для коммерческого, федерального или коллективного использования;

Всотрудничестве с гражданскими, коммерческими и иностранными партнёрамирасширятьвозможности и совершенствовать методы выявления, определения местонахождения и принадлежности источников радиочастотной интерференции и принимать меры, необходимые для поддержания радиочастотной среды, в которой действуют критически важные космические системы США;

Добиватьсясоответствующего нормативно-правового регулирования согласно внутренним нормам для наземных станций правительства США, работающих со спутниками, находящимися в коммерческой собственности, в соответствии с нормативно-правовым регулированием для аналогичных коммерческих наземных станций.

Обеспечение и устойчивость важнейших функций

США должны:

Обеспечиватьсущественные полётные функции, поддерживаемые из космоса, путём разработки методов, мер, взаимоотношений и возможностей, необходимых для поддержания непрерывности услуг;

? Такие усилия могут включить укрепление защиты и устойчивости отдельных космических аппаратов и вспомогательной инфраструктуры;

Разрабатывать и использовать возможности и планы эксплуатации в условиях деградировавшей, нарушенной или непригодной космической среды с целью поддержания важнейших функций полёта;

рассматриватьтребования к обеспечению решения задачи и устойчивость космических систем при закупках будущих космических средств и вспомогательной инфраструктуры.

 

Директивы для секторов

Космическая  деятельность США  осуществляется в рамках трёх  отдельных, но взаимозависимых секторов экономики — коммерческом, гражданском и секторе национальной безопасности.

Директивы для коммерческого сектора

В рамках данного документа термин «коммерческий» означает “космические” товары, услуги или деятельность

предприятий частного сектора, которые берут на себя немалую долю инвестиционного риска и ответственности

за деятельность, действуют в соответствии с присущими рынку стимулами по контролю затрат и оптимизации прибыли от капиталовложений и имеют право предлагать эти товары или услуги существующим или потенциальным неправительственным клиентам. Для того, чтобы способствовать  устойчивому развитию нашей коммерческой космической промышленности, министерства и агентства должны:

Приобретатьи использовать коммерческие космические средства и услуги в максимально возможной степени, когда такие средства и услуги доступны на рынке и соответствуют требованиям правительства США;

Изменять коммерческие космические средства и услуги с целью соответствия требованиям правительства, если существующие коммерческие средства и услуги не в полной мере отвечают таким требованиям, а возможные изменения являются более экономически эффективным и приемлемым по срокам путём закупок для правительства;

Активно изучать возможности использования новых, нетрадиционных схем приобретения коммерческих космических товаров и услуг для того, чтобы выполнять требования правительства США, включая такие формы как общественно-частные партнёрства, использование коммерческих космических аппаратов для решения задач правительства, приобретение научных или эксплуатационных данных у операторов коммерческих спутников в поддержку решения задач правительства;

Разрабатывать космические системы для правительства только в тех случаях, когда это соответствует национальным интересам страны, а подходящие имеющиеся или запланированные, экономически эффективные американские коммерческие или, в соответствующих случаях, иностранные коммерческие услуги или системы отсутствуют;

Правительству США воздерживаться от ведения космической деятельности, которая исключает, препятствует, или конкурирует с коммерческой космической деятельностью США, если того не требуют соображения национальной или общественной безопасности;

Использоватьпотенциальные возможности для передачи  рутинных эксплуатационных функций в рамках космической деятельности коммерческому космическому сектору в случаях, когда это даёт преимущества и экономически эффективно, за исключением случаев, когда правительство имеет причины правового характера или в связи с обеспечением безопасности, которые бы исключали коммерциализацию;

Культивировать технологические инновации и предпринимательство в коммерческом космическом секторе с помощью различных стимулов, например, премирования и соревнования;

Обеспечитьдоступность космических технологий и инфраструктуры правительства США для коммерческого использования на основе возмещения, невмешательства и равноправия в максимально возможной степени;

Снизитьдо минимума бремя регулирования в отношении коммерческой космической деятельности и обеспечить, чтобы регулирующая среда для лицензирования космической деятельности была своевременной и быстро реагирующей на изменения обстановки;

Способствовать честной и открытой глобальной торговле и коммерческой деятельности путём внедрения соответствующих стандартов и норм, которые должны разрабатываться с участием промышленности США;

Содействовать закупкам и использованию коммерческих космических услуг и средств США в рамках международных

договоров о сотрудничестве;

Активно продвигать экспорт разработанных коммерческим путём и наличествующихамериканских“космических” товаров и услуг, включая созданные малыми и средними предприятиями для использования на иностранных рынках в соответствии сограничениямиСША по части передачи и нераспространения технологий.

Торговые представители США в Федеральном правительстве в первую очередь ответственны за международные торговые соглашения, в которых США являются одной из сторон. Торговые представители после консультаций с другими соответствующими министерствами и агентствами, будут возглавлять любые усилия, касающиеся переговоров и реализации мер торгового регулирования, определяющих торговлю товарами и услугами, связанными с космической деятельностью.

Рекомендации в области гражданской космической деятельности

Космические науки, исследования и открытия

Руководитель НАСА должен:

Определитьэтапы исследования и освоения космоса на дальнюю перспективу. К 2025 году предстоит начать пилотируемые полёты за пределы орбиты Луны, включая отправку людей к одному из астероидов. К середине 2030-х годов отправить людей для облёта Марса и благополучного возвращения на Землю;

Продолжать эксплуатацию Международной космической станции (МКС), в сотрудничестве с международными

партнёрами, вероятно до 2020 года или далее, наращивать  усилия по: использованию МКС в научных, технических, коммерческих, дипломатических, и образовательных целях; поддерживать деятельность, требующую уникальных возможностей людей в космосе; служить местом непрерывного присутствия человека на околоземной орбите; поддерживать цели будущего исследования и использования космоса человеком;

Стремиться к партнёрствус частным сектором с целью создания безопасных, надёжных и экономически эффективных коммерческих средств для осуществления космических полётов и оказания услуг по  транспортировке экипажей и груза на МКС и обратно;

Выполнятьновую программу разработок и испытаний космических технологий, работая с промышленностью, научным сообществом и международными партнёрами с тем, чтобы создать, отправить в полёт, испытать ряд ключевых технологий, которые смогут нарастить (технические) возможности, уменьшить затраты и расширить возможности будущей космической деятельности;

Проводить научные исследования и разработки в поддержку систем выведения следующего поколения, включая новые американские технологии ракетных двигателей;

Поддерживать непрерывное присутствие автоматических аппаратов в солнечной системе для: проведения научных исследований других планетных тел; демонстрации новых технологий; разведки мест для будущих пилотируемых экспедиций;

Продолжать активную программу космических наук и наблюдений, исследований и анализа Солнца, Солнечной системы и Вселенной в целом с целью расширения наших знаний о космосе, способствования пониманию фундаментальных естественных и физических научных явлений, пониманию условий, которые способны поддержать развитие жизни, поиска планетных тел и планет, подобных Земле, на орбитах вокруг других звезд;

• Всотрудничестве с другими министерствами, агентствами, и коммерческими партнерамисоздаватьвозможности по обнаружению, слежению, каталогизации и описанию околоземных объектов с целью снижения риска нанесения ущерба человечеству от неожиданных воздействий на нашу планету и выявления планетных объектов, потенциально богатых ресурсами.

Наблюдение Земли в экологических целях и метеонаблюдения

Продолжать и улучшать многочисленные программы наблюдений из космоса, исследований и анализа земной суши, океанов и атмосферы:

РуководительНАСА при координации с другими соответствующими министерствами и агентствами, должен осуществлять программу укрепления возможностей США по изучению глобальных климатических изменений и непрерывного мониторинга, перспективных исследований и научного изучения Земли путём ускоренной разработки новых спутников наблюдения Земли, разработки и испытаний средств для использования другими гражданскими министерствами и агентствами в целях эксплуатации.

Министр торговли, с помощью руководителя Национального управления по исследованию океанов и атмосферы (НУИОА) в координации с НАСА и другими соответствующими министерствами и агентствами в поддержку эксплуатационных требований должен осуществлять:

? Перевод проверенных временем научно-исследовательских спутников наблюдения Земли в долгосрочную эксплуатацию;

? Использование международного партнёрства для помощи при поддержке и совершенствовании наблюдений из космоса погодных явлений, климата, океанов и прибрежных зон;

?Быть ответственным за требования, финансирование, приобретение и эксплуатацию действующих гражданских экологических спутников, обеспечивающих поддержку прогнозов погоды, контроля климата, наблюдений океанов и прибрежных районов, также  прогнозов состояния космической среды. НУИОА в первую очередь будет использовать НАСА как агента по приобретению эксплуатационных экологических спутников для данной деятельности и соответствующих программ.

Министр торговли с помощью руководителя НУИОА, Министра обороны, Министра ВВС США и руководителя НАСА должны действовать вместе и со своими международными партнёрами с тем, чтобы обеспечить непрерывные наблюдения с борта эксплуатируемых экологических спутников, находящихся на полярной орбите. Министр обороны будет ответственным за орбиту до полудня, а Министр торговли будет отвечать за орбиту после полудня.Министерствадолжны продолжать сотрудничество в разработке и развёртывании коллективной наземной системы по скоординированным программам, выполняемым НУИОА. Кроме того, министерства должны обеспечить длительный полный обмен данными от всех систем.

Дистанционное зондирование суши

Министр внутренних дел, при помощи директора Геологической службы США (ГСС), должен:

Проводить исследования естественных и вызванных деятельностью человека изменений земной суши, почвенно-растительного покрова и подземных вод, а также управлять глобальным национальным архивом данных о земной поверхности и распределять эти данные;

Определять эксплуатационные требования по сбору, обработке, архивированию и распределению данных о земной суше, предъявляемые к правительству США и другим пользователям;

Быть ответственным при координации с министром обороны, министром безопасности страны и директором национальной разведки, за предоставление другим агентствам данных дистанционного зондирования, имеющим отношение к окружающей среде и катастрофам и поступающим от космических систем обеспечения национальной безопасности.

В поддержку этих критических потребностей министр внутренних дел с помощью директора ГСС и руководителя НАСА должны работать вместе для поддержания программы оперативного наблюдения земной суши методами дистанционного зондирования.

Руководители НАСА, НУИОА и директор ГСС должны:

обеспечить, чтобы процессы приобретения и возможности гражданских космических средств не подвергались чрезмерному дублированию;

Продолжать определять области гражданского применения и создавать информационные инструменты, базирующиеся на данных, получаемых спутниками наблюдения Земли.Такиегражданские средства будут разработаны при максимальном  использовании известных стандартов и открытых протоколов, а области применения будут доступными для общества.

Министр торговли с помощью руководителя НУИОА должен принять меры по регулированию и лицензированию систем дистанционного зондирования коммерческого сектора.

Директивы относительно космических средств обеспечения  национальной безопасности

Министр обороны и директор Национальной разведки, проведя консультации с другими соответствующими главами министерств и агентств, должны:

Разрабатывать, приобретать и эксплуатировать космические системы и обеспечивающие информационные системы и сети в целях обеспечения национальной безопасности США и возможности проведения операций по защите и разведке в мирный период, во время кризиса и конфликта;

•Обеспечить экономически эффективнуюживучесть космических средств в соответствии с их плановым использованием, включая поддержку информационных систем и сетей, компенсацию последствий утраты или ухудшения  характеристик средств, парирование угроз и наличие других средств решения данной задачи;

Укреплять лидерство США путём продвижения разработок технологий, улучшения возможностей промышленности и сохранения устойчивой базы поставщиков, необходимых для обеспечения наших наиболее важных интересов в области безопасности;

Разрабатывать и осуществлять планы, процедуры, методы и средства, необходимые для обеспечения критически важных для национальной безопасности космических полётов. Варианты обеспечения решения задачи могут включать быстрое восстановление космических средств и использование союзнических, иностранных, и/или коммерческих космических и не космических средств в помощь решению задачи;

Поддерживать и объединять возможности данных космического наблюдения, разведки и другой информации для разработки точных и своевременных данных в обеспечение безопасности.Информация в обеспечение безопасности будет использоваться для поддержки национальной и внутренней безопасности, гражданских космических агентств, особенно пилотируемых космических полётов, а также коммерческих и иностранных космических операций;

Улучшать, развивать и демонстрировать в сотрудничестве с соответствующими министерствами, агентствами, коммерческими и иностранными организациями возможность быстро обнаруживать, предупреждать, характеризовать и выявлять причину естественных и искусственных повреждений космических систем, представляющих интерес для США;

Разрабатывать и применять современные технологии и возможности, которые соответствуют изменениям конфигурации вероятных угроз.

Министр обороны должен:

Быть ответственным при поддержке директора Национальной разведки за разработку, приобретение, эксплуатацию, обслуживание и модернизацию средств  получения данных в обеспечение безопасности;

Разрабатывать средства, планы и варианты для сдерживания, защиты и, если необходимо, поражения средств вмешательства или нападения на космические системы США или их союзников;

Обеспечиватьвозможности по решению задач поддержки из космоса, оптимизации сил, космического управления и применения силы;

Обеспечивать в качестве агента по запускам на орбиту, как для оборонного, так и для разведывательного секторов надёжный, доступный и своевременный доступ в космос в целях обеспечения национальной безопасности.

 

Директор Национальной разведки должен:

Совершенствоватьсбор базовой разведывательной информации и анализ данных от отдельных и всех в совокупности источников;

Разрабатывать, приобретать и использовать космические средства в поддержку стратегических целей, приоритетов разведки и поставленных задач;

Обеспечить надёжный, своевременный и эффективный сбор, обработку, анализ и распространение информации о деятельности иностранных космических и вспомогательных информационных систем;

Разрабатывать и совершенствовать инновационные аналитические инструменты и методы использования и распределения информации из традиционных и нетрадиционных источников для получения представления об иностранной деятельности, связанной с космосом;

Выявлять ихарактеризовать текущие и будущие угрозы космическим миссиям США в целях организации эффективной защиты, сдерживания и обороны;

Объединять разведывательные данные из всех источников о зарубежных космических средствах и намерениях с данными наблюдения из космоса, чтобы создавать высоко информативные разведывательные продукты  для поддержки и обеспечения безопасности;

Поддерживать планирование национальной обороны и обеспечение безопасности страны и выполнять требования к эксплуатации систем в качестве одной из главных задач разведки;

Поддерживать мониторинг, соблюдение требований и проверку в интересах обеспечения прозрачности, выработки мер доверия и, если возможно, соглашений о контроле над вооружениями;

Координировать деятельность по выполнению любых радиочастотных наблюдений из  космоса, проводимых правительственными министерствами или агентствами США и, в соответствующих случаях, проверять любые работы по радиочастотной съёмке из космоса, проводимой лицензированными операторами из частного сектора или правительствами штатов и местными властями.

 

Комментарии Я.И. Колтунова:

1. Было бы желательно опубликовать в СМИ и Национальную космическую политику России. Её отсутствие волнует многих отечественных специалистов (см., например, многочисленные выступления  на форуме журнала «Новости космонавтики»).

2.Очевидно, уровень такой разработки и публикации не должен быть ниже по качеству и охватности, чем опубликованная Национальная космическая политика США и соответствующие разработки других стран — активных участников программ изучения и освоения ближнего и дальнегокосмоса.

3. Приведенные в отечественных СМИ фразы о развитии отечественной космонавтики, создании космических средств, по существу не содержат и небольшой части направлений космической политики США.

4. Имеющиеся в СМИ первоначальные  данные о финансировании отечественных космических разработок претерпевают изменения в сторону снижения, что делает неопределёнными возможности и планы развития космонавтики в России и обязательства Правительства России в сравнении с растущими  возможностями  других стран (США, КНР, Индия, Япония и др.)

5. Потери России дорогостоящих космических аппаратов в последнее время свидетельствует об отсутствии должной космической политики, программ и  необходимого контроля развития отечественной космонавтики со стороны руководителей РФ и РОСКОСМОСа, недопустимо низком финансировании и снижении качества работы специалистов, обеспечивающих приёмку у промышленности, подготовку, запуск и применение космических средств

 Posted by at 18:59